Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом
типа: «Как прошел твой день в школе?»
Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел,
и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых
ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того,
чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно
спрашивайте своего ребенка о его одноклассниках, делах в классе,
школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его
успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы
чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его
проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и
домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства,
консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два
месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать
все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка.
Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия,
прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если
придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете
случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между
преданностью вам и уважением к своему учителю.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой
наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую
успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание.
Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость,
можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу.
Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо
в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном
выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько
возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на
полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а
на полчаса меньше – за плохие. Такие правила сами по себе могут
привести к эмоциональным проблемам.
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего
ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в
хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые
родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые
возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат.
Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных
правилах, принятых в школе и классе, различных возможностях обучения,
предоставляемых школой вашему ребенку.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их
сами.
Установите вместе с ребенком специальное время,
когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите
за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие
привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям
и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения
наилучшим образом. Однако, если ребенок обращается к вам с вопросами,
связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы
самостоятельно,
а не подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в
школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка,
а затем установите связь между его интересами и предметами,
изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно
превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой
поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно
превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые
возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные
в школе, в домашней деятельности. Например. Поручите ему рассчитать
необходимое количество продуктов для приготовления пищи или
необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную
поверхность.
Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддержать
спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной
жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько
месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года,
переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести
к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь
избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в
течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка
поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.