Главная | Регистрация | Вход | RSS Суббота, 27.04.2024, 10:49





 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


Адрес
 

662213,
Красноярский край,
Назаровский р-н,
п. Преображенский,
ул. Школьная, зд.9
тел.: 8(39155)92304
preobragenka_mou@mail.ru
Меню
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Использование техник формирующего оценивания на уровне начального общего образования

   Новый образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на новые образовательные результаты и новые подходы к оцениванию. Об объективности процесса оценивания указано в Стандарте в пункте 6 раздела «Общие положения»: «формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования». В пункте 8, этого же раздела даётся ориентир на оценочную деятельность ученика и саму организацию процесса оценивания: «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку».

Таким образом, в соответствии со Стандартом оценивание:

  1. осуществляется на каждом учебном занятии;
  2. оценочная деятельность осуществляется не только педагогом, но и самими учащимися;
  3. оценивание осуществляется по известным критериям или выработанным в совместной деятельности с учащимися на учебном занятии.

Существует два подхода к оцениванию:

1) Формирующее оценивание.

2) Итоговое оценивание.

   При итоговом оценивании оценка применяется для определения качества изучаемого материала (оценка-контроль). При формирующем оценивании оценка используется для получения результата, с тем, чтобы определить действия по его улучшению (оценка-поддержка) Именно формирующее оценивание позволяет учителю формировать навыки самостоятельного обучения у учащихся.

   Формирующее оценивание – оценивание для обучения. Именно такой взгляд на оценивание показывает, чему научился ученик, что узнал, насколько он продвинулся в достижении поставленной цели.

   Каким образом формирующее оценивание организовано в нашей школе?

   Для организации формирующего оценивания педагог строит учебную ситуацию, следуя следующим технологическим действиям:

  1. Выделяет планируемый результат. Выделяет умение, над формированием, которого будет проводиться работа на учебном занятии.
  2. Выбирает приём оценивания («лесенка успеха», «волшебные линеечки», «лист самооценки» и др.)
  3. Объясняет цель происходящего учащимся, то есть организует целеполагание, договаривается о критериях и способах оценки.
  4. Организует самостоятельное действие учащихся по достижению планируемого результата и самооцеку (взаимооценку) по результату.
  5. Организует обратную связь. В результате обсуждения результатов работы выделяет затруднения учащихся и определяет, что надо изменить в учебном процессе.
  6. Простраивает с учащимися пути преодоления затруднений и пути дальнейшего развития.

Приведем пример, как может строиться учебная ситуация, в которой применяется формирующее оценивание.

3 класс. Тема «Умножение двузначного числа на однозначное».

Планируемый результат: выполняет операцию умножения двузначного числа на однозначное.

Учащиеся получают карточку с заданием:

Найди значение выражения.

62∙4= 13∙7= 24∙5=

Учитель организует обсуждение предстоящей работы по вопросам:

- Как будете действовать?

- Как будем оценивать?

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверяют его по эталону и оценивают свою работу. Учитель организует обратную связь в виде вопросов, в ходе которой происходит обсуждение результатов работы.

- Какую работу выполняли?

- Каковы результаты деятельности?

- Как этого достигли? Какие действия выполняли? В чём допустили ошибки?

- Можно ли было сделать лучше?

- Что будем делать дальше?

   При организации учебного процесса, таким образом, процесс оценивания выносится на обсуждение в класс, где каждый учащийся видит свои «+» и «-» и планирует с учителем свои действия по усвоению тех умений, которые им ещё не усвоены.

   В ходе учебных занятий учитель получает много информации о том, как дети усваивают учебный процесс. Где фиксировать эту информацию и как использовать?

   Инструментом оценивания, а так же фиксации полученной информации являются листы достижений. Лист достижения разрабатывается на класс по каждой теме в предмете. Их разработка начинается с определения предмета, темы и количества часов, отводимых на неё в рабочей программе учителя. Далее учитель прописывает планируемые образовательные результаты, умения которые должен освоить учащийся в ходе изучения данной темы. Для формулировки планируемых результатов учащихся мы используем общий приём конкретизации целей, где за основу берётся действие учащихся (способ операционализации). Данный способ был описан в книге Г.В. Раицкой, А.В. Керженцева «Организация педагогического мониторинга(2 класс)»: Красноярск, 2017.




 

   При разработке листов достижения учитель прописывает как предметные, так и метапредметные планируемые результаты, которые можно формировать средствами данного предмета и темы в частности. Образовательные результаты в рамках темы формулируются конкретно, понятно не только учителю, но и учащимся. Ниже приведён образец листа достижений по предмету «Русский язык» и теме «Имя прилагательное»

 

3 класс. Лист достижения по теме «Имя прилагательное». (10 часов)

 

 

Планируемые результаты

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Качество усвоения

(%)

Предметные

Даёт определение имени прилагательного

+

-

*

90%)

Выделяет имя прилагательное среди других частей речи

 

 

 

 

Определяет род имени прилагательного

 

 

 

 

Определяет число имени прилагательного

 

 

 

 

Определяет падеж имени прилагательного

 

 

 

60%

Записывает имя прилагательное в начальной форме

 

 

 

 

Выполняет морфологический разбор имени прилагательного

 

 

 

 

Метапредметные

Разбирает имя прилагательное по составу (использует знако-символические средства)

 

 

 

 

Группирует прилагательные по морфологическим признакам

 

 

 

 

Находит имя прилагательное по заданным критериям (работа с информацией)

 

 

 

 

Заполняет таблицу (работа с информацией)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬ

 

 

 

 

 

   Для заполнения листов достижения используем следующие знаки: «+» - проверяемое умение усвоено (задание выполнено верно); «-» - проверяемое умение не усвоено (задание выполнено неправильно); «*»- проверяемое умение усвоено не в полной мере (при выполнении задания допускает ошибки).

   Если в листах достижения появляются «минусы», то учитель специально организует деятельность по оказанию своевременной помощи таким учащимся. Уже с первого класса для этой цели учитель использует листы обратной связи, который так же является инструментом оценивания достижений учащихся. Он представляет собой лист одного учащегося с указанием списка микроумений, которыми должен овладеть ученик, чтобы достичь планируемого результата. Учитель составляет лист обратной связи только к умениям трудным для усвоения учащимися. Через организацию работы с листом обратной связи и учитель, и учащиеся видят место затруднения и планируют план действий по его устранению. Учащиеся работают с заданиями, направленными на формирование того микроумения, которое вызвало затруднение. Организуется самопроверка, самооценка. Если учащиеся демонстрируют сформированность микроумения, то ему предоставляется возможность выполнить задание более сложного уровня.

 

Лист обратной связи ___________Саши М.___

Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное.»

 

 

Записываю двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых

Применяю распределительный закон

Выполняю умножение круглых десятков на однозначное число

Выполняю табличные случаи умножения

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

   Педагог, отслеживая результаты усвоения учебного материала учащимися, через организацию работы с листами достижения имеет возможность спроектировать следующий урок, с учётом выявленных затруднений учащихся. Тем самым, предвидеть и исключить возможные ошибки в предстоящей контрольной или проверочной работе.

   В листе достижений, после перечня планируемых образовательных результатов учитель выделяет строку «Контроль», в которой он фиксирует итоговую оценку за контрольную или проверочную работу по данной теме.

   В конце изучения темы, учитель проводит анализ усвоения учащимися каждого прописанного умения. Педагог определяет процент учащихся, которые верно продемонстрировали формируемое умение. Эти данные он записывает в столбец справа, после всего списка учащихся. Если показатель качества усвоения какого либо умения 70% и ниже, то учитель планирует деятельность по формированию этого умения во время изучения данной темы. Это же умение он дополняет к перечню планируемых результатов при составлении листа достижения к следующей теме.

   Формирующее оценивание является эффективным способом повышения образовательных достижений каждого учащегося. В результате описанной выше работы у учащихся младших классов формируются умения планировать, контролировать и оценивать свои действия. А, именно, эти умения способствуют формированию учебной самостоятельности, а значит и формированию умения учиться. А овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием.

   При формирующем оценивании учитель в любой момент времени владеет информацией о том, на каком уровне обучения находится каждый учащийся, какие образовательные результаты достигнуты им, или не достигнуты. Данную информацию он мобильно может использовать для изменения образовательного процесса в целях продвижения учащихся в учении.

   Немаловажным является и то, что имеющейся информацией педагог делится с родителями. Беседа с родителями об успешности учащегося в учёбе носит более содержательный характер. Так же можно говорить об отсутствии разногласия в оценке учителя и самооценке учащегося. А значит, нет вопросов и претензий по оцениванию детей со стороны родителей.

   Применение формирующего оценивания даёт возможность говорить о следующих результатах:

  1. Положительная динамика формирования предметных планируемых результатов. (количественный показатель качества образования в классах остался неизменным, увеличилось количество детей, которые по отдельным предметам перейдут к концу года в группу базового уровня обученности или повышенного уровня обученности).
  2. По результатам диагностики ЦОКО можно говорить о положительной динамике в формировании объективной самооценки (уменьшилось количество учащихся с проблемной зоной «самооценка», а показатель школы ниже показателя региона).

Технологическая карта урока

Пояснительная записка + Кодификатор + Лист ответовДиагностическая работа + Анализ результатов диагностической работы

Лист достижения

Лист обратной связи

Листы успеха (русский язык, окружающий мир, математика)

Форма входа









Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск
Новости района
Мы - помним! Мы - гордимся!
Конкурсы
Календарный график
Расписание каникул:
Осенние каникулы:
29.10.2023 – 06.11.2023 г.,
Зимние каникулы:
31.12.2023 - 08.01.2024 г.,
Весенние каникулы:
23.03.2024 - 31.03.2024 г.
Расписание звонков:
для 1 класса:
  1.  8.30 - 9.05
  2. 9.15 - 9.50
  3. Дин. пауза: 9.50 - 10.30
  4. 10.40 - 11.15 
  5. 11.25 - 12.00
для 2-11 классов:
  1. 8.30 - 9.15
  2. 9.25 - 10.10
  3. 10.30 - 11.15
  4. 11.35 - 12.20
  5. 12.35 - 13.20
  6. 13.30 - 14.15 
  7. 14.25 - 15.10
Друзья сайта

МБОУ "Преображенская средняя общеобразовательная школа" © 2024
Бесплатный хостинг uCoz