Главная | Регистрация | Вход | RSS | Среда, 03.07.2024, 08:20 |
|
|
Приветствую Вас Гость |
|
Использование техник формирующего оценивания на уровне начального общего образованияНовый образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на новые образовательные результаты и новые подходы к оцениванию. Об объективности процесса оценивания указано в Стандарте в пункте 6 раздела «Общие положения»: «формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования». В пункте 8, этого же раздела даётся ориентир на оценочную деятельность ученика и саму организацию процесса оценивания: «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку». Таким образом, в соответствии со Стандартом оценивание:
Существует два подхода к оцениванию: 1) Формирующее оценивание. 2) Итоговое оценивание. При итоговом оценивании оценка применяется для определения качества изучаемого материала (оценка-контроль). При формирующем оценивании оценка используется для получения результата, с тем, чтобы определить действия по его улучшению (оценка-поддержка) Именно формирующее оценивание позволяет учителю формировать навыки самостоятельного обучения у учащихся. Формирующее оценивание – оценивание для обучения. Именно такой взгляд на оценивание показывает, чему научился ученик, что узнал, насколько он продвинулся в достижении поставленной цели. Каким образом формирующее оценивание организовано в нашей школе? Для организации формирующего оценивания педагог строит учебную ситуацию, следуя следующим технологическим действиям:
Приведем пример, как может строиться учебная ситуация, в которой применяется формирующее оценивание. 3 класс. Тема «Умножение двузначного числа на однозначное». Планируемый результат: выполняет операцию умножения двузначного числа на однозначное. Учащиеся получают карточку с заданием: Найди значение выражения. 62∙4= 13∙7= 24∙5= Учитель организует обсуждение предстоящей работы по вопросам: - Как будете действовать? - Как будем оценивать? Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверяют его по эталону и оценивают свою работу. Учитель организует обратную связь в виде вопросов, в ходе которой происходит обсуждение результатов работы. - Какую работу выполняли? - Каковы результаты деятельности? - Как этого достигли? Какие действия выполняли? В чём допустили ошибки? - Можно ли было сделать лучше? - Что будем делать дальше? При организации учебного процесса, таким образом, процесс оценивания выносится на обсуждение в класс, где каждый учащийся видит свои «+» и «-» и планирует с учителем свои действия по усвоению тех умений, которые им ещё не усвоены. В ходе учебных занятий учитель получает много информации о том, как дети усваивают учебный процесс. Где фиксировать эту информацию и как использовать? Инструментом оценивания, а так же фиксации полученной информации являются листы достижений. Лист достижения разрабатывается на класс по каждой теме в предмете. Их разработка начинается с определения предмета, темы и количества часов, отводимых на неё в рабочей программе учителя. Далее учитель прописывает планируемые образовательные результаты, умения которые должен освоить учащийся в ходе изучения данной темы. Для формулировки планируемых результатов учащихся мы используем общий приём конкретизации целей, где за основу берётся действие учащихся (способ операционализации). Данный способ был описан в книге Г.В. Раицкой, А.В. Керженцева «Организация педагогического мониторинга(2 класс)»: Красноярск, 2017.
При разработке листов достижения учитель прописывает как предметные, так и метапредметные планируемые результаты, которые можно формировать средствами данного предмета и темы в частности. Образовательные результаты в рамках темы формулируются конкретно, понятно не только учителю, но и учащимся. Ниже приведён образец листа достижений по предмету «Русский язык» и теме «Имя прилагательное»
3 класс. Лист достижения по теме «Имя прилагательное». (10 часов)
Для заполнения листов достижения используем следующие знаки: «+» - проверяемое умение усвоено (задание выполнено верно); «-» - проверяемое умение не усвоено (задание выполнено неправильно); «*»- проверяемое умение усвоено не в полной мере (при выполнении задания допускает ошибки). Если в листах достижения появляются «минусы», то учитель специально организует деятельность по оказанию своевременной помощи таким учащимся. Уже с первого класса для этой цели учитель использует листы обратной связи, который так же является инструментом оценивания достижений учащихся. Он представляет собой лист одного учащегося с указанием списка микроумений, которыми должен овладеть ученик, чтобы достичь планируемого результата. Учитель составляет лист обратной связи только к умениям трудным для усвоения учащимися. Через организацию работы с листом обратной связи и учитель, и учащиеся видят место затруднения и планируют план действий по его устранению. Учащиеся работают с заданиями, направленными на формирование того микроумения, которое вызвало затруднение. Организуется самопроверка, самооценка. Если учащиеся демонстрируют сформированность микроумения, то ему предоставляется возможность выполнить задание более сложного уровня.
Лист обратной связи ___________Саши М.___ Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное.»
Педагог, отслеживая результаты усвоения учебного материала учащимися, через организацию работы с листами достижения имеет возможность спроектировать следующий урок, с учётом выявленных затруднений учащихся. Тем самым, предвидеть и исключить возможные ошибки в предстоящей контрольной или проверочной работе. В листе достижений, после перечня планируемых образовательных результатов учитель выделяет строку «Контроль», в которой он фиксирует итоговую оценку за контрольную или проверочную работу по данной теме. В конце изучения темы, учитель проводит анализ усвоения учащимися каждого прописанного умения. Педагог определяет процент учащихся, которые верно продемонстрировали формируемое умение. Эти данные он записывает в столбец справа, после всего списка учащихся. Если показатель качества усвоения какого либо умения 70% и ниже, то учитель планирует деятельность по формированию этого умения во время изучения данной темы. Это же умение он дополняет к перечню планируемых результатов при составлении листа достижения к следующей теме. Формирующее оценивание является эффективным способом повышения образовательных достижений каждого учащегося. В результате описанной выше работы у учащихся младших классов формируются умения планировать, контролировать и оценивать свои действия. А, именно, эти умения способствуют формированию учебной самостоятельности, а значит и формированию умения учиться. А овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием. При формирующем оценивании учитель в любой момент времени владеет информацией о том, на каком уровне обучения находится каждый учащийся, какие образовательные результаты достигнуты им, или не достигнуты. Данную информацию он мобильно может использовать для изменения образовательного процесса в целях продвижения учащихся в учении. Немаловажным является и то, что имеющейся информацией педагог делится с родителями. Беседа с родителями об успешности учащегося в учёбе носит более содержательный характер. Так же можно говорить об отсутствии разногласия в оценке учителя и самооценке учащегося. А значит, нет вопросов и претензий по оцениванию детей со стороны родителей. Применение формирующего оценивания даёт возможность говорить о следующих результатах:
Пояснительная записка + Кодификатор + Лист ответов + Диагностическая работа + Анализ результатов диагностической работы Листы успеха (русский язык, окружающий мир, математика) |
|
МБОУ "Преображенская средняя общеобразовательная школа" © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |