Главная | Регистрация | Вход | RSS Четверг, 25.04.2024, 13:38





 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


Адрес
 

662213,
Красноярский край,
Назаровский р-н,
п. Преображенский,
ул. Школьная, зд.9
тел.: 8(39155)92304
preobragenka_mou@mail.ru
Меню
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование рефлексивных умений на разных этапах учебного занятия

Формирование рефлексивных умений на разных этапах учебного занятия.

   Сегодня много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и самостоятельности учащихся. Совершенствование обучения в данных аспектах возможно через процесс формирования рефлексивных умений. Младший школьный возраст – это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Поэтому, именно в начальной школе, необходимо обучать школьников основам рефлексивной деятельности.

   В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

  • адекватно воспринимать себя;
  • ставить цель деятельности;
  • определять результаты деятельности;
  • соотносить результаты с целью деятельности;
  • определять наличие ошибок в собственном поведении;
  • описывать прожитую ситуацию.

Толковый словарь русского языка трактует понятие рефлексия как самоанализ. Мы под рефлексией понимаем самоанализ деятельности и её результатов и самоанализ эмоционального состояния и настроения.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

По цели выделяют 3 группы рефлексии:

  • рефлексии настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания.

Остановимся подробнее на каждой группе:

   Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает внутреннее состояние ученика; самочувствие (комфортно – дискомфортно).

Классификация

Этап урока

Задачи

Приёмы

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

В начале урока

Установление эмоционального контакта

цветопись, букет настроения, дерево чувств, художественные изображения, картина, музыкальный фрагмент, эмоциональное состояние, настроение телом, карточки с изображением лица, показ большого пальца вверх или вниз, гномики.

В конце деятельности

 

 

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой

   Вашему вниманию будет представлен приём «Солнышко». На доске представлены три картинки: солнышко, солнышко, прикрытое тучкой, солнышко закрытое тучкой. Дети прикрепляют стикер на ту картинку, которая соответствует их настроению. Далее учителем организуется диалог по поводу эмоционального состояния, как отдельных учащихся, так и класса в целом.

ВИДЕО

   Этот приём помогает установить эмоциональный контакт между участниками учебного процесса и учит детей анализировать своё внутреннее состояние.

Второй вид рефлексии – рефлексия деятельности.

   Рефлексия деятельности – это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность каждого ученика на разных этапах урока. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы.

Классификация

Этап урока

Задачи

Приёмы

Рефлексия деятельности

При проверке домашнего задания .

На любом этапе урока.

Осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных

«лесенка успеха»,

«наряди ёлку»,

«дерево достижений»,

«солнышко»

«Оценочная шкала»

В конце урока

Оценка активности и эффективности деятельности на разных этапах урока.

 

   Одним из приёмов рефлексии деятельности является приём «Оценочная шкала». Он предполагает, что учащиеся, выполнив работу, оценивают её по шкале: всё верно - есть ошибки - всё неправильно. Коллективно определяют какие действия – критерии необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной учебной задачи. Каждый критерий учащиеся оценивают по шкале и определяют места своих затруднений: не умею, делаю с ошибками.

ВИДЕО

   На этапе целеполагания применяем следующий приём рефлексии деятельности «Диаграмма». Он предполагает, что после пробного учебного действия, учащиеся проводят самопроверку по образцу. Учитель организует диалог по выявлению допущенных ошибок и их классификации. Результат проверки (количество учащихся, допустивших ошибки) заносятся в диаграмму. На основе анализа информации в диаграмме формулируют собственную цель деятельности.

ВИДЕО

Третий вид рефлексии – рефлексия содержания.

   Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного материала.

Классификация

Этап урока

Задачи

Приёмы

Рефлексия содержания учебного материала

Этап изучения учебного материала

Выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

«Незаконченное предложение» (я не знал… - теперь я знаю…).

выбор афоризма,

точка зрения,

достижение цели,

дерево цели,

отношение к проблеме,

умозаключение,

кластер,

синквейн,

работа с текстом,

работа с фрагментом фильма.

 

 

 

   Наиболее распространённым приёмом рефлексии содержания учебного материала является приём «Рефлексивный экран».

   Обычно он применим в конце урока, когда подводим итоги учебной деятельности. Каждый учащийся оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

   В данном приеме возможно объединить 2 вида рефлексии. В этом случае, начало фраз будут отражать анализ содержания и деятельности.

   Другой разновидностью рефлексивного экрана является приём «Ромашка», когда ребята по очереди берут лепесток ромашки с началом фразы и дают оценку своей работе одним предложением.

ВИДЕО (Фрагмент 3)

 

Приём «Фразеологизмы»

   Учащимся на доске представлены ряд фразеологизмов (gричём значения фразеологизмов учащимся знакомы).

Они выбирают фразеологический оборот, который соответствует своим ощущения:

- каша в голове;

- ни в зуб ногой;

- светлая голова.

   Учащийся должен объяснить, почему именно этот фразеологический оборот выбрали, что не позволило добиться лучшего результата.

   Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика, где учитель организует рефлексивную ситуацию не только в случае проблематизации («тупика») учащегося, но и в случае успеха. Ребенок с помощью учителя анализирует действия, приемы, техники, которые использовал в ситуации (успеха или неудачи). И совместно с учителем находит возможные действия по выходу из сложившейся ситуации или пониманию, какие его качества и действия позволили ему быть успешным.

   Однако процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться:

  1. системно (на каждом уроке, на различных предметах);
  2. наличие обратной связи при использовании любого приёма (система вопросов, позволяющих формировать рефлексивные умения).
  • Что делали?
  • С какой целью?
  • Каковы результаты деятельности?
  • Как этого достигли? В чём допустили ошибки?
  • Можно ли было сделать лучше?
  • Что будем делать дальше?

   Формирование рефлексивных умений способствует пониманию учащимися своей уникальности, индивидуальности, которые проявляются через анализ его предметной деятельности, тем самым формируя «умения учиться».

   Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, а также даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

План работы творческой группы

Приемы рефлексии

Виды рефлексии

Экспертный лист учебного занятия

Критерии оценивания учебного занятия

Критерии урока развивающего контроля

Технологическая карта урока развивающего контроля

Мониторинговая карта рефлексивных умений учащихся

Форма входа









Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск
Новости района
Мы - помним! Мы - гордимся!
Конкурсы
Календарный график
Расписание каникул:
Осенние каникулы:
29.10.2023 – 06.11.2023 г.,
Зимние каникулы:
31.12.2023 - 08.01.2024 г.,
Весенние каникулы:
23.03.2024 - 31.03.2024 г.
Расписание звонков:
для 1 класса:
  1.  8.30 - 9.05
  2. 9.15 - 9.50
  3. Дин. пауза: 9.50 - 10.30
  4. 10.40 - 11.15 
  5. 11.25 - 12.00
для 2-11 классов:
  1. 8.30 - 9.15
  2. 9.25 - 10.10
  3. 10.30 - 11.15
  4. 11.35 - 12.20
  5. 12.35 - 13.20
  6. 13.30 - 14.15 
  7. 14.25 - 15.10
Друзья сайта

МБОУ "Преображенская средняя общеобразовательная школа" © 2024
Бесплатный хостинг uCoz