Главная | Регистрация | Вход | RSS | Среда, 03.07.2024, 08:27 |
|
|
Приветствую Вас Гость |
|
Формирование рефлексивных умений на разных этапах учебного занятияФормирование рефлексивных умений на разных этапах учебного занятия. Сегодня много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и самостоятельности учащихся. Совершенствование обучения в данных аспектах возможно через процесс формирования рефлексивных умений. Младший школьный возраст – это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Поэтому, именно в начальной школе, необходимо обучать школьников основам рефлексивной деятельности. В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:
Толковый словарь русского языка трактует понятие рефлексия как самоанализ. Мы под рефлексией понимаем самоанализ деятельности и её результатов и самоанализ эмоционального состояния и настроения. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими. По цели выделяют 3 группы рефлексии:
Остановимся подробнее на каждой группе: Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает внутреннее состояние ученика; самочувствие (комфортно – дискомфортно).
Вашему вниманию будет представлен приём «Солнышко». На доске представлены три картинки: солнышко, солнышко, прикрытое тучкой, солнышко закрытое тучкой. Дети прикрепляют стикер на ту картинку, которая соответствует их настроению. Далее учителем организуется диалог по поводу эмоционального состояния, как отдельных учащихся, так и класса в целом. Этот приём помогает установить эмоциональный контакт между участниками учебного процесса и учит детей анализировать своё внутреннее состояние. Второй вид рефлексии – рефлексия деятельности. Рефлексия деятельности – это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность каждого ученика на разных этапах урока. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы.
Одним из приёмов рефлексии деятельности является приём «Оценочная шкала». Он предполагает, что учащиеся, выполнив работу, оценивают её по шкале: всё верно - есть ошибки - всё неправильно. Коллективно определяют какие действия – критерии необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной учебной задачи. Каждый критерий учащиеся оценивают по шкале и определяют места своих затруднений: не умею, делаю с ошибками. На этапе целеполагания применяем следующий приём рефлексии деятельности «Диаграмма». Он предполагает, что после пробного учебного действия, учащиеся проводят самопроверку по образцу. Учитель организует диалог по выявлению допущенных ошибок и их классификации. Результат проверки (количество учащихся, допустивших ошибки) заносятся в диаграмму. На основе анализа информации в диаграмме формулируют собственную цель деятельности. Третий вид рефлексии – рефлексия содержания. Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного материала.
Наиболее распространённым приёмом рефлексии содержания учебного материала является приём «Рефлексивный экран». Обычно он применим в конце урока, когда подводим итоги учебной деятельности. Каждый учащийся оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… В данном приеме возможно объединить 2 вида рефлексии. В этом случае, начало фраз будут отражать анализ содержания и деятельности. Другой разновидностью рефлексивного экрана является приём «Ромашка», когда ребята по очереди берут лепесток ромашки с началом фразы и дают оценку своей работе одним предложением. ВИДЕО (Фрагмент 3)
Приём «Фразеологизмы» Учащимся на доске представлены ряд фразеологизмов (gричём значения фразеологизмов учащимся знакомы). Они выбирают фразеологический оборот, который соответствует своим ощущения: - каша в голове; - ни в зуб ногой; - светлая голова. Учащийся должен объяснить, почему именно этот фразеологический оборот выбрали, что не позволило добиться лучшего результата. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика, где учитель организует рефлексивную ситуацию не только в случае проблематизации («тупика») учащегося, но и в случае успеха. Ребенок с помощью учителя анализирует действия, приемы, техники, которые использовал в ситуации (успеха или неудачи). И совместно с учителем находит возможные действия по выходу из сложившейся ситуации или пониманию, какие его качества и действия позволили ему быть успешным. Однако процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться:
Формирование рефлексивных умений способствует пониманию учащимися своей уникальности, индивидуальности, которые проявляются через анализ его предметной деятельности, тем самым формируя «умения учиться». Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, а также даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах. Экспертный лист учебного занятия Критерии оценивания учебного занятия Критерии урока развивающего контроля |
|
МБОУ "Преображенская средняя общеобразовательная школа" © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |